- 6-67-63
С каждым годом молодежи в интернете становится больше, а школьники одни из самых активных пользователей Рунета. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и проблемы.
Памятка для родителей по информационно-психологической безопасности несовершеннолетних
План работы
по обеспечению информационной безопасности обучающихся школы
Цель работы:
Обеспечение информационной безопасности детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, посредством реализации комплекса мер по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Задачи работы:
Развитие информационной компетентности детей и подростков, их родителей (законных представителей), педагогических работников, сотрудников организации социальной сферы и других социальных групп о характере и видах современных информационных угроз, представляющих опасность для здоровья и развития детей, вреде, причиняемом современными средствами массовой коммуникации, и существующих способах его предупреждения и минимизации.
Содействие созданию и развитию эффективных форм общественного контроля за соблюдением прав детей на информационную безопасность с привлечением родительских и иных общественных объединений.
Формирование у детей и подростков критического отношения к информации, распространяемой в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи посредством СМИ и иных электронных средств массовой коммуникации, и умений эффективно применять меры самозащиты от информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, и нежелательных для них контактов в сети Интернет.
План мероприятий по обеспечению информационной безопасности
обучающихся школы
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители, ответственные за реализацию мероприятия |
Ожидаемые результаты (количественные и качественные показатели) |
||
I. Создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию |
||||||
1.1. |
Проведение внеурочных занятий с учащимися по теме «Приемы безопасной работы в интернете» |
1-2 четверть |
Классные руководители
|
100% охват учащихся школы занятиями по медиабезопасности |
||
1.2. |
Ознакомление родителей с информацией для родителей по защите детей от распространения вредной для них информации |
Сентябрь |
Классные руководители |
100% ознакомление родителей с информацией по медиабезопасности |
||
1.3. |
Ознакомление пед.коллектива с 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и утверждение плана обеспечению информационной безопасности обучающихся школы в 2018-2019 уч.г. |
Сентябрь |
Администрация школы, учителя- предметники |
Повышение грамотности педагогов по проблемам информационной безопасности |
||
1.4. |
Размещение информации для педагогов по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию в системе в учительской. |
сентябрь |
Ответственный за организацию работы в сети интернет |
Повышение грамотности педагогов по проблемам информационной безопасности |
||
1.5. |
Размещение на сайте школы рекомендаций и информации для родителей 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» |
сентябрь |
Отв. за школьный сайт |
Повышение грамотности обучающихся, родителей по проблемам информационной безопасности |
||
1.6. |
Мониторинг поступающих в библиотеку документов (на любых носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания. |
ежемесячно |
Библиотекарь, Ответственный за организацию работы в сети интернет |
|
||
1.7. |
Участие в обучающих семинарах для руководителей, учителей по созданию надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома. |
ежегодно |
Администрация школы |
Повышение грамотности педагогов по проблемам информационной безопасности |
||
II. Внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств |
||||||
2.1. |
Мониторинг функционирования и использования в школе программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию Интернет-трафика |
В течение года |
Ответственный за организацию работы в сети интернет |
100% установка в школе программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию трафика |
||
2.2. |
Мониторинг качества предоставления провайдером услуги доступа к сети Интернет образовательным учреждениям с обеспечением контент-фильтрации Интернет-трафика |
В течение года |
Ответственный за организацию работы в сети интернет |
100% обеспечение услуги доступа в сеть Интернет школе с обеспечением контент-фильтрации Интернет - трафика |
||
III. Профилактика у обучающихся интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно - телекоммуникационных технологий, формирование навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно - телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации |
||||||
3.1. |
Проведение медиауроков по теме «Информационная безопасность», «Единый урок безопасности», «Урок Цифры», «Час Кода» и др. |
В течение года |
Классные руководители, учитель информатики, учителя-предметники |
Обеспечение 100% охвата учащихся школы занятиями по медиабезопасности |
||
3.2. |
Проведение ежегодных мероприятий в рамках недели «Интернет-безопасность» для учащихся 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов и их родителей |
Октябрь - ноябрь |
Классные руководители, учитель информатики, учителя-предметники |
Повышение грамотности обучающихся, родителей (законных представителей) по проблемам информационной безопасности |
||
3.3. |
Участие в Международном Дне безопасного Интернетав рамках областной недели «Интернет-безопасность» для учащихся 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов и их родителей. |
Октябрь-ноябрь |
Классные руководители, учитель информатики, учителя-предметники |
Повышение грамотности обучающихся, родителей (законных представителей) по проблемам информационной безопасности |
||
3.4. |
Участие в обучающих семинарах для руководителей, учителей по созданию надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома. |
В течение года |
Руководство школы |
Повышение грамотности по проблемам информационной безопасности всех участников образовательного процесса |
||
3.5. |
Организация свободного доступа обучающихся и учителей к высококачественным и сетевым образовательным ресурсам, в том числе к системе современных учебных материалов по всем предметам. |
В течение года |
Руководство школы |
100% обеспечение доступа обучающихся и учителей к электронным образовательным ресурсам через сеть Интернет |
||
3.6. |
Внедрение и использование программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся школы к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания |
В течение года |
Ответственный за организацию работы в сети интернет, Учитель информатики |
|
||
3.7. |
Организация свободного доступа обучающихся и учителей к высококачественным и сетевым образовательным ресурсам, в том числе к системе современных учебных материалов по всем предметам. |
Ежегодно |
Администрация школы |
|
||
3.8. |
Внедрение и использование программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся школы к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания |
Ежегодно |
Ответственный за организацию работы в сети интернет |
|
||
3.9. |
Совещание при директоре «Итоги проделанной работы по информационной безопасности учащихся» |
Апрель |
Администрация школы, учителя- предметники |
|
||
3.10. |
Совещание при директоре по планированию мер по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию на следующий учебный год |
Май |
Администрация школы, учителя- предметники |
|
Компьютерные вирусы
Компьютерный вирус – это разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению. В дополнение к этому, вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого была запущена заражённая программа, а также повредить или даже уничтожить операционную систему со всеми файлами в целом. В большинстве случаев распространяются вирусы через интернет.
Методы защиты от вредоносных программ:
Сети WI-FI
Wi-Fi - это не вид передачи данных, не технология, а всего лишь бренд, марка. Еще в 1991 году нидерландская компания зарегистрировала бренд «WECA», что обозначало словосочетание «Wireless Fidelity», который переводится как «беспроводная точность». До нашего времени дошла другая аббревиатура, которая является такой же технологией. Это аббревиатура «Wi-Fi». Такое название было дано с намеком на стандарт высший звуковой техники Hi-Fi, что в переводе означает «высокая точность».
Да, бесплатный интернет-доступ в кафе, отелях и аэропортах является отличной возможностью выхода в интернет. Но многие эксперты считают, что общедоступные Wi-Fi сети не являются безопасными.
Советы по безопасности работе в общедоступных сетях Wi-fi:
Социальные сети
Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно, а в Facebook уже зарегистрирован миллиард человек, что является одной седьмой всех жителей планеты. Многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями.
Основные советы по безопасности в социальных сетях:
Электронные деньги
Электронные деньги — это очень удобный способ платежей, однако существуют мошенники, которые хотят получить эти деньги.
Электронные деньги появились совсем недавно и именно из-за этого во многих государствах до сих пор не прописано про них в законах. В России же они функционируют и о них уже прописано в законе, где их разделяют на несколько видов – анонимные и не анонимные. Разница в том, что анонимные - это те, в которых разрешается проводить операции без идентификации пользователя, а в неанонимных идентификации пользователя является обязательной.
Также следует различать электронные фиатные деньги (равны государственным валютам) и электронные нефиатные деньги (не равны государственным валютам).
Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами:
Электронная почта
Электронная почта — это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети. Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.
Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:
Кибербуллинг или виртуальное издевательство
Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Основные советы по борьбе с кибербуллингом:
Мобильный телефон
Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало. Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений. Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность. Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств.
Основные советы для безопасности мобильного телефона:
Online игры
Современные онлайн-игры – это красочные, захватывающие развлечения, объединяющие сотни тысяч человек по всему миру. Игроки исследуют данный им мир, общаются друг с другом, выполняют задания, сражаются с монстрами и получают опыт. За удовольствие они платят: покупают диск, оплачивают абонемент или приобретают какие-то опции.
Все эти средства идут на поддержание и развитие игры, а также на саму безопасность: совершенствуются системы авторизации, выпускаются новые патчи (цифровые заплатки для программ), закрываются уязвимости серверов. В подобных играх стоит опасаться не столько своих соперников, сколько кражи твоего пароля, на котором основана система авторизации большинства игр.
Основные советы по безопасности твоего игрового аккаунта:
Фишинг или кража личных данных
Обычной кражей денег и документов сегодня уже никого не удивиfшь, но с развитием интернет-технологий злоумышленники переместились в интернет, и продолжают заниматься «любимым» делом. Так появилась новая угроза: интернет-мошенничества или фишинг, главная цель которого состоит в получении конфиденциальных данных пользователей — логинов и паролей. На английском языке phishing читается как фишинг (от fishing — рыбная ловля, password — пароль).
Основные советы по борьбе с фишингом:
Цифровая репутация
Цифровая репутация - это негативная или позитивная информация в сети о тебе. Компрометирующая информация размещенная в интернете может серьезным образом отразиться на твоей реальной жизни. «Цифровая репутация» - это твой имидж, который формируется из информации о тебе в интернете. Твое место жительства, учебы, твое финансовое положение, особенности характера и рассказы о близких – все это накапливается в сети.
Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий. Ты даже не сможешь догадаться о том, что фотография, размещенная 5 лет назад, стала причиной отказа принять тебя на работу.
Комментарии, размещение твоих фотографий и другие действия могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она, а главное: что подумают о тебе окружающее люди, которые найдут и увидят это. Найти информацию много лет спустя сможет любой – как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред. Это может быть кто угодно.
Основные советы по защите цифровой репутации:
Авторское право
Современные школьники– активные пользователи цифрового пространства. Однако далеко не все знают, что пользование многими возможностями цифрового мира требует соблюдения прав на интеллектуальную собственность.
Термин «интеллектуальная собственность» относится к различным творениям человеческого ума, начиная с новых изобретений и знаков, обозначающих собственность на продукты и услуги , и заканчивая книгами, фотографиями, кинофильмами и музыкальными произведениями.
Авторские права – это права на интеллектуальную собственность на произведения науки, литературы и искусства. Авторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые возможности заработать на результатах своего труда, получить известность и признание. Никто без разрешения автора не может воспроизводить его произведение, распространять, публично демонстрировать, продавать, импортировать, пускать в прокат, публично исполнять, показывать/исполнять в эфире или размещать в Интернете.
Использование «пиратского» программного обеспечения может привести к многим рискам: от потери данных к твоим аккаунтам до блокировки твоего устройства, где установленный не легальная программа. Не стоит также забывать, что существует легальные и бесплатные программы, которые можно найти в сети.